Характеристика большой группы

Психология больших социальных групп является одним из важнейших объектов социально-психологических исследований. Значение этих исследований обусловлено тем, что человек осуществляет свою жизнедеятельность как член той или иной социальной группы, представитель определенной исторически сложившейся характеристика большой группы людей. Каждый человек с характеристика большой группы включен в различные общности, социальные, а с начала трудовой деятельности — и в профессиональные группы. Изучение психологических процессов в этих общностях составляет одну из задач социальной психологии. Исследователи давно характеристика большой группы внимание на эти явления. Собственно зарождение социальной психологии связано с исследованием «духа народа», «психологии народов», психологических образований, существовавших в массах людей психология толпы, психология масс, социальных движений и др. Социальные группы на Западе и в России были объектом социологических исследований. На Западе акцент переместился на психологию малых групп. Исследованием больших социальных групп, их психологических особенностей занимались прежде всего исследователи, ориентированные на марксизм, исключая, может быть, изучение толпы, паники. В отечественной психологии привлекали внимание исследователей ряд общих теоретических и методологических проблем, а также характеристика психологических особенностей классов, наций, возрастных и профессиональных групп. Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социально-психологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе. Наиболее сложный вопрос — вопрос о количественном определении понятия «большая группа». Все люди входят в различные социальные общности и составляют большие группы. Основанием для разделения определенных видов групп служит характер связей. Например, социальный класс как большую группу характеризует место, которое он занимает в социально-экономической структуре общества. Основанием для выделения нации как социальной группы также служит определенная система объективных социальных связей. Для общностей мужчин, женщин подростков и детей существуют реальные социально-демографические характеристики. Принадлежность людей к этим группам не зависит от их воли и сознания, она определена объективно. К другому типу общностей относятся группы, принадлежность к которым является результатом сознательного стремления людей к объединению на основе общих целей и ценностей. Примерами таких общностей являются профессиональные ассоциации, партии, общественные движения. Основанием для этих объединений служат определенные психологические явления — психологические общности. В социальной психологии принято классифицировать большие социальные группы и по другим признакам. По длительности существования выделяют более долговременные социальные слои; этнические образования и менее долговременные праздничные шествия; люди, присутствующие на митингах и демонстрациях; толпа группы. Характеристика большой группы характеру организованности группы делятся на стихийно возникающие толпа и сознательно, целенаправленно организованные ассоциации, общественные характеристика большой группы. Выделяют условные и реальные группы, детерминантой которых является признак контактности и взаимодействия. Половозрастные и профессиональные группы являются не реальными, а характеристика большой группы. К реальным большим группам с характеристика большой группы, но тесными контактами относятся демонстрации, митинги и собрания. Большие социальные характеристика большой группы могут быть открытыми и закрытыми. Членство в последних определяется внутренне установленными правилами групп. Большие социальные группы можно разделить по наличию определенного количества общих признаков и механизму связей с общностью. Дилигенский выделяет два типа социальных групп. Первый тип — объединение людей, имеющих общий объективно существующий и социально значимый признак. Например, таким признаком может быть демографический. В этом случае первый тип составят мужчины, женщины, поколение, молодежь, средний возраст, пожилые люди и т. Характеристика этих групп как социальных определяется их значимостью в жизни общества, ролью в системе общественных отношений в системе производства, в семье. Эти группы по своему составу гомогенны, однородны, но характеристика большой группы по признаку их выделения. Второй тип групп характеризуется тем, что люди, их составляющие, сознательно стремятся к объединению. Примером этих групп являются религиозные характеристика большой группы, партии, союзы, общественные движения. Характеристика большой группы своему социальному составу эти группы разнородны, гетерогенны. По социально-психологическим характеристикам они более однородны, чем группы первого типа. Если в первом случае приоритетное значение имеет объективная сторона общности, то во втором — субъективная. Речь идет о психологической общности. Субъективная общность не совпадает с общностью объективной.

Также смотрите:

Комментарии:
  • Светлана Нагибина

    22.10.2015

    Предрассудки — элемент психического склада, примыкающий к социальным обычаям, укоренившееся в обществе мнение. Дилигенский в качестве одного из факторов, определяющих социально-психологическую общность, выделяет степень эмпиричности, очевидности, непосредственности отражения в сознании членов группы признаков, позволяющих идентифицировать свою группу и отделить ее от «чужих», не своих групп.